Обязать человека работать на износ, возможно только в одном случае - когда он отделен от продукта своего труда. Крестьянин, имея землю, выращивает на ней все необходимые продукты для существования и может спокойно прокормится целый год без изнурительного 16-ти часового труда фабриканта. Ремесленник, занимающийся мелким производством в своем собственном цеху, также не требует рабочего места с изнуряющим сроком рабочего дня. Именно отречение от средств своего труда, которому всячески способствовали сильные мира сего на рубеже смены формаций, и стало предпосылкой развития новой эпохи. Сначала крестьяне насильно сгонялись со своих земель в города и, находясь без средств к существованию, вынуждены были идти в рабство к капиталисту.
Капитализм не навязывает необходимость трудиться. Все у кого есть желание могут откликнуться на вакансии. Но это уже посткапиталистическая эпоха - о ней в следующий раз. Всего 300 лет назад не работать в Европе означало автоматически тюремное заключение, а при рецидиве данной привычки - смертная казнь. Такое же обращение с ремесленником, в принципе, и не понадобилось. Углубление разделения труда увеличило производительность труда в сотни раз, и дело ремесленников постепенно отошло на второй план и практически прекратило свое существованию. Продукция фабриканта была значительно дешевле и производить ее он мог в гораздо больших объемах.
Капитализм не навязывает необходимость трудиться. Все у кого есть желание могут откликнуться на вакансии. Но это уже посткапиталистическая эпоха - о ней в следующий раз. Всего 300 лет назад не работать в Европе означало автоматически тюремное заключение, а при рецидиве данной привычки - смертная казнь. Такое же обращение с ремесленником, в принципе, и не понадобилось. Углубление разделения труда увеличило производительность труда в сотни раз, и дело ремесленников постепенно отошло на второй план и практически прекратило свое существованию. Продукция фабриканта была значительно дешевле и производить ее он мог в гораздо больших объемах.